Мечта Трофима Ананьева из Лужского уезда

Мечта Трофима Ананьева


Большинству ценителей гусельного искусства известен хрестоматийный инструмент — гусли Трофима Ананьева из Лужского уезда. Это семиструнные крыловидные гусли, датируемые началом 
XVII века. 
Дерзновенным замыслом стало воспроизведение в его формах новодельного инструмента, подходящего для сценической работы конкретного исполнителя - Василия Пехова, и, более того, экстраполяция замысла мастера — ведь по исходному инструменту видно, что работа у мастера сначала не заладилась.

 


Гусли
Кроме восьмого отверстия для колка, расположенного вне общей колковой линии виден след от 8-го отверстия для колка на верхнем краю крыла, сделанный первоначально, но, предположительно, сколотый во время работы.

Одна из версий такова, что Мастер задумал гусли с восемью струнами, но в процессе работы возникла трещина, и по ней, вероятно корпус и был «укорочен» сверху. 

Кроме того, в моих планах было размещение болшего количества струн, чем на оригинале, но на той форме, которая была до гипотетического скола, то есть средний угол корпуса поднимается на расстояние, необходимиое для размещения злополучного восьмого колка. 

Гусли 10-струнные

 

Однако начав работать и наметив на дереве контуры экстраполированного, менее конического, чем оригинал, инструмента, стала очевидной простая мысль. Если натянуть струну от сколотого отверстия к струнодержателю, то струна будет за пределами контура корпуса гуслей за счёт большого прогиба верхней линии. Возникло предположение, что мастер тоже обнаружил это во время работы, но только уже просверлив отверстие, а заметив это — обкорнал корпус, просверлив для восьмого колка отверстие чуть в стороне от основной линии. Правда это мог сделать и не первый владелец инструмента. Могло также случиться что-то и в процессе эксплуатации инструмента, что привело к сколу. 

Но против этой версии то, что узор при всей его неприхотливости, был вписан уже в обуженное крыло.


Струнодержатель гуслей из цельного дерева

Так и родился такой компромисс — не гусли Трофима Ананьева, а его мечта.-) .

Ещё одним допущением сделано то, что оригинал был выбран с боковой, длинной стороны. Обе деки таким образом получились из одной доски, причём не склеенные, а не разделённые вовсе. Такой роскоши я себе не стал позволять, выбрал кедровое корыто сзади, компенсировав потерю резонансной елью задней деки.

 


Деревянные конические колки гуслей профессионального качества

Поверхность состарена.

Инструмент без подзвучки. 

Колки — профи. 

Звук бархатный. 

2011 год.

 

 



   
Главная страница портфолио гусельного мастераНа главную страницу - "Портфолио гусельного мастера" Psaltery.ru